Top.Mail.Ru

Айтрекинг-исследование сайта школы EpicSkills

Что хотели проверить?

В ходе тестирования проверяли 3 запроса от клиента:

  • понимает ли пользователь, какой уровень студента требуется для поступления на курсы;
  • в школе есть два варианты обучения: курсы и интенсивы, понимает ли пользователь, что это именно интенсив, глядя на страницу с его описанием?
  • сайт EpicSkills кооперируется с timepad.ru. Видит ли пользователь раздел «Ближайшие события» и как на него реагирует?

Павел ОрловЗаведующий лабораторией человеко-компьютерного взаимодействия и юзабилити СПбПУ

Для исследования выбрали технологию — айтрекинг. Сформировали задания для испытуемых. Во время выполнения айтрекинг-оборудование записывало движение глаз пользователей, после каждого задания респонденты заполняли опросник с готовыми вариантами ответов.

Постановка тестирования

Задачи для респондентов

  1. Найти образовательный курс «Менеджер проектов» и узнать сколько он стоит, условия его проведения, место проведения и другую важную информацию.
  2. Найти образовательный курс Python Web разработка и узнать сколько он стоит, условия его проведения, место проведения и другую важную информацию.
  3. Найти образовательный курс WordPress и узнать сколько он стоит, условия его проведения, место проведения и важную для Вас информацию о курсе.

Особенности постановки

Образовательный курс, который необходимо было найти в первом задании на сайте существует. Курса из второго задания нет на сайте. Курс из третьего задания есть, но с формой ответа отличной от формы на вопрос первого задания.

Для юзабилити-тестирования были привлечены 5 испытуемых (3 жен. и 2 муж.). Никто из испытуемых не проходил обучение в школе и не был на сайте ранее. Время на прохождение заданий было не ограничено.


Павел ОрловЗаведующий лабораторией человеко-компьютерного взаимодействия и юзабилити СПбПУ

Количество испытуемых зависит от задачи, типа сайта, гипотез, которые планируется проверить. В среднем для тестирования одной-двух гипотез может понадобиться от 5 до 15 человек.

Что обнаружили

Ниже перечислены только 4 замечания, в итоговом отчете — 9 рекомендаций по улучшению юзабилити сайта.

Отвлекающая доминанта на странице

Когда появляется анимированная помощница, респонденты переключают внимание на нее и затем возвращаются на первоначальный объект внимания: текст с общим описанием курса, где указан входной уровень студентов.

В итоге никто из испытуемых не ответил на вопрос о требуемом уровне для поступления правильно.


Усложненная структура курсов

Все пользователи тратили чрезмерно много времени на то, чтобы понять, что курса по Python в школе нет. Это говорит об отсутствии ясной информации о количестве курсов, которые предлагает школа.

Так например, по мимо собственно курсов, на сайте есть образовательные направления. Пользователям не понятно, как 5 курсов могут быть сгруппированы еще и в образовательные направления: пользователи многократно просматривают разделы Веб-дизайн, Веб-разработка. При этом респонденты не вчитываются в тексты – описания, просмотр страницы идет в поисковом режиме, вертикально по центру страницы, с возвратами (регрессиями).

Проблема с навигацией

Пользователи разделились на три группы при использовании сайта: пользовались меню, не рассматривая детально главную страницу, пользовались главной страницей и практически не пользовались меню и пользовались главной страницей как якорем, постоянно на нее возвращаясь.

Такая ситуация скорее всего связана с тем, что сайт выполнен в форме лендинга, но при этом имеет разделы ведущие на отдельные страницы (хотя у лендинга все размещается на одной странице и навигация идет только по ней).

Не очевидны особенности и отличия «Ближайших событий» и «​Интенсивов»​

Medium image 97
Medium image 98

Очевидно, что раздел «Ближайшие события» должен рекламировать и продвигать курсы школы, но пользователи не «видят» этого раздела и не понимают его необходимость. Только один пользователь обратил достаточное внимание на раздел на главной странице. Он сделал это когда искал курс по Python.

Ни один пользователь не ответил на вопрос о том, что можно оплатить и посетить только одну лекцию из любого направления интенсива.

Необходимо сделать более явными материалы этих разделов и показать: зачем они нужен, и что это такое. Возможно разработать инфографические схемы: 1. Пошел на открытую лекцию бесплатно, если понравилось – купил курс. 2. Нет времени на весь курс – оплатил одну лекцию.


Выводы

Айтрекинг действительно дает инсайты и помогает подтвердить гипотезы, плюс этого метода — пользователь не может контролировать свой взгляд. Поэтому, если у вас есть предположение, что какие-то блоки на сайте упускают из виду, с помощью айтрекера можно понять, по какой причине это происходит.

Из минусов метода — сложности в интерпретации, если пользователь задерживал взгляд или возвращался к одному месту снова — что это значит, ему что-то не понятно, или наоборот все понятно и интересно. Поэтому так важно активное участие специалиста, не только грамотный анализ данных исследования, но и наблюдение за респондентом во время эксперимента, а также обработка опросов после исследования, то есть без классических методов юзабилити-исследований не обойтись.

По итогам исследования — большая часть рекомендаций была внедрена на сайт.

Задать вопрос специалисту